Обращение незаконно нажитого имущества коррупционеров в доход государства

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О противодействии коррупции» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Определенное значение при решении вопроса о гражданско-правовой ответственности за правонарушения коррупционного характера имеют нормы, связанные с неосновательным обогащением, его оценкой и последствиями (ст. 1102–1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)). Например, согласно ст. 1102 ГК РФ если лицо, не имея соответствующих нормативно установленных оснований, приобрело имущество за счет другого лица, то оно обязано возвратить неосновательно приобретенное имущество.

Наряду с общими нормами в гражданский кодекс с 01.06.2012 включена специальная антикоррупционная норма.

Так, в соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ имущество, в отношении которого не представлены в соответствии с федеральным законодательством о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, по решению суда подлежит обращению в доход Российской Федерации.

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012
№ 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Федеральный закон № 230-ФЗ). Его нормы изначально предусматривали возможность проведения процедуры контроля за расходами только в отношении действующих, работающих должностных лиц. В случае увольнения служащего проверка была невозможной и прекращалась.

Федеральным законом от 03.08.2018 в указанный закон внесены изменения, позволяющие осуществить процедуру контроля расходов и в случае увольнения должностного лица со службы – в течение 6 месяцев после увольнения. Прокурорам предоставлены полномочия проводить проверку законности получения денежных средств в случае увольнения проверяемого лица до завершения проверки.

Согласно ст. 16, 17 Федерального закона № 230-ФЗ прокурор как по итого рассмотрения материалов о результатах проведенного государственным органом контроля за расходами, так и по завершению проведенного такого контроля в отношению уволенного должностного лица и  при наличии оснований в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращается в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, в отношении которых лицом не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы, или об обращении в доход Российской Федерации денежной суммы, эквивалентной стоимости такого имущества, если его обращение в доход Российской Федерации невозможно.

Таким образом, исключительно прокурор наделен полномочием по самостоятельному осуществлению (завершению) контроля за расходами в отношении бывших служащих, должностных лиц в случаях, когда проверка была начата в государственном органе до их увольнения и обращению в суд с иском об обращении имущества в доход государства.

В период действия Федерального закона № 230-ФЗ расширен перечень видов имущества, подлежащего обращению в доход Российской Федерации.

Так, 06.03.2022 внесены изменения в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О противодействии коррупции» и закреплен механизм, позволяющий обращать в доход государства денежные средства должностного лица, поступившие на принадлежащие ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям счета в банках, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход этих лиц за отчетный период и предшествующие ему два года и в отношении их не представлены достоверные сведения, подтверждающие законность их получения.

Основания для предъявления прокурорами исков в суд также возникают и из уголовных дел в отношении конкретных чиновников. Так, возбуждается уголовное дело, и в рамках его расследования у чиновника, его близких обнаруживается дорогостоящее имущества, законность происхождения которого является сомнительным и обвиняемым чиновником не объясняется. Как правило, такие иски, подкрепленные собранными следствием убедительными доказательствами, судом удовлетворяются.

29 июля 2024

2025 © Официальный сайт Лихославльского муниципального округа Тверской области

Все права охраняются законодательством Российской Федерации.

При использовании материалов сайта lihoslavl69.ru активная гиперссылка на него обязательна.

171210, Россия, Тверская область,
Лихославльский муниципальный округ,
г. Лихославль, ул. Первомайская, д. 6

Телефон: 8 (48261) 3-59-41
Телефон/факс: 8 (48261) 3-56-72
E-mail: adm@lihoslavl69.ru

О сайте
Поиск по сайту