- Официальный сайт Лихославльского муниципального округа Тверской области - https://lihoslavl69.ru -

Бюджет и дороги: Счетная палата предлагает пересмотреть нормативы затрат на содержание автотрасс

Безопасные и качественные дороги начинаются с крепкого нормативного фундамента. Как показала совместная проверка Счетной палаты и региональных КСО, работа в этом направлении идет, но еще не все вопросы регламентированы. В результате количество дорог, соответствующих нормативам, хоть и растет, но все же не так значительно, как хотелось бы.

«За последние два года доля автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, увеличилась на 7%. На текущий момент нормативным требованиям соответствует 84,8% федеральной дорожной сети. С региональными дорогами хуже – указанный показатель улучшился только на 1,1% – до 44,2%», – сообщил на Коллегии аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.

Проверка показала, что в среднем на содержание 1 км дорожной сети федерального значения в 2019 году приходилось 2,2 млн рублей. В то время, как на содержание региональных дорог – почти в 8 раз меньше – 288 тыс. рублей на 1 км. В целом же на трассы регионального или межмуниципального значения в среднем направлялось 29,6% от нормативной потребности. «Указанная ситуация негативно сказывается на транспортно-эксплуатационном состоянии региональной дорожной сети», – подчеркнул аудитор.

На сегодняшний день законодательно не закреплены критерии отнесения автодорог к определенному уровню их содержания, а также механизм, по которому Росавтодор распределяет бюджетные ассигнования на содержание автодорог по своим подведомственным учреждениям. Законодательно установлен лишь общий норматив размера бюджетных ассигнований, который применяется при формировании федерального бюджета на очередной год и плановый период. В результате в разных регионах объем доведенных средств сильно отличается от норматива. «В 2019 году наименьший объем бюджетных ассигнований по сравнению с нормативной потребностью из проверенных учреждений доведен до ФКУ Упрдор «Забайкалье» – 51%, наибольший – до ФКУ Упрдор «Прикамье» (91%)», – привел примеры аудитор.

Проверка показала, что Росавтодор при расчете бюджетных ассигнований учитывал протяженность участков дорог, которые или фактически отсутствовали, или не эксплуатировались, или их категории не соответствовали требованиям Правил классификации автодорог.

В ходе проверки Счетная палата также изучила закупки казенных учреждений Росавтодора и отметила крайне низкий уровень конкуренции на рынке работ по содержанию как федеральной, так и региональной сети. «Экономия по результатам торгов составила не более 1%, основная доля всех госконтрактов заключена с единственным участником торгов по начальной цене контракта. Выявлены многочисленные нарушения федерального закона № 44-ФЗ в части планирования закупок, метода определения начальной цены контракта, содержания документации о закупке и другие», – сообщил Валерий Богомолов.

По итогам проверки Счетная палата предложила Правительству пересмотреть нормативы финансовых затрат на содержание автомобильных дорог федерального значения, а Минтрансу совместно с Росавтодором – нормативно закрепить критерии отнесения дорог к соответствующему уровню содержания и методики распределения бюджетных средств на содержание автодорог.

«Мы для себя поставили задачу до конца года разработать порядок и критерии для того, чтобы в следующие периоды выйти на проверку уже с четкими критериями, где и как тратится каждая государственная копейка на федеральные дороги», – заявил заместитель министра транспорта − руководитель Федерального дорожного агентства Андрей Костюк, который присутствовал на Коллегии.