- Официальный сайт Лихославльского муниципального округа Тверской области - https://lihoslavl69.ru -

ИМЕНА ПОБЕДЫ: Мария Гавриловна ЗУЕВА

Мария Гавриловна ЗУЕВА

Очерки об участниках Великой Отечественной войны, наших земляках, публикации о них в газетах, воспоминания родственников написаны и записаны в разные годы. Практически никого из них уже не осталось на этой Земле, но в этих материалах они ещё с нами, они живые. И пусть так будет всегда!

«Наша военная молодость – Северо-Западный фронт»

Марию Гавриловну Зуеву в Лихославле знали все. Эта маленькая седая женщина-фронтовичка, Почётный гражданин города и района, часто выступала в школах и других учебных заведениях, рассказывала о войне, о своих боевых товарищах, павших за свободу и независимость нашей Родины.

Галина Киселёва
«Тверские ведомости», №50 от 26.11-2.12 2004 г.

В Лихославле Мария Гавриловна живёт с послевоенных лет, хотя является коренной москвичкой. Большая родительская семья, в которой было шестеро детей, жила в коммуналке на Новокузнецкой улице. Маша, родившаяся в 1921 году, была старшей.

Отец работал теплотехником. Мать умерла, когда Маше было 11 лет. С тех пор заботы о семье легли на её плечи. Среднюю школу Мария оканчивала заочно – нужно было работать, помогать отцу кормить семью. Потом девушка окончила курсы лаборантов-химиков и стала работать на одном из московских химических заводов. Одновременно заочно училась в институте при заводе, готовившем инженеров для химической промышленности.

Училась Маша на отлично, успевая сдавать и экзамены, и нормы ГТО, стрелять в тире, прыгать с парашютной вышки в парке имени Горького, участвовать во всевозможных соревнованиях и смотрах.

Время было напряжённое, шла война в Испании, и советская молодёжь рвалась туда добровольцами, сражаться с фашистами. Мария в это время упорно учила английский язык. Ей и ещё нескольким молодым специалистам предстояла командировка в Китай, где налаживалась химическая промышленность по производству анилиновых красок. Всё это не мешало ей выполнять ещё и задание райкома комсомола – быть вожатой в пионерском лагере в Пушкино.

22 июня 1941 года вожатая получила выходной. Она приехала в Москву и пошла в магазин за продуктами. На улице удивили толпы людей у тарелок громкоговорителей, бледные лица женщин, слёзы на глазах. «В чём дело?» — спросила Мария. «Война, девушка, немцы напали».

Мария быстро вернулась домой. «Какая война? У нас же пакт о ненападении!» — не сразу поверил отец. А Маша уже бежала в райком комсомола. Оттуда комсомольцы двинулись в военкомат. «Оставайтесь пока дома и будьте готовыми – вас скоро призовут», — сказал военком.

Мария, действительно, призвали скоро. Она была направлена в комсомольский истребительный отряд Кировского района Москвы. Такие отряды создавались для диверсионной работы в тылу врага. Бойцов учили минному делу, стрельбе, рукопашному бою, маскировке. Тогда Мария не знала, что неподалёку, в Кунцеве, такую же подготовку проходит школьница Зоя Космодемьянская.

Кроме военных занятий бойцов отряда нередко направляли на ночное патрулирование Москвы. Вместе с милицией и патрулями НКВД они выявляли плохую светомаскировку, задерживали грабителей, паникеров, шпионов.

Враг приближался к Москве. В столице было введено осадное положение. Истребительный комсомольский отряд влился в истребительный батальон, который вошёл в состав 5-й стрелковой дивизии, оборонявшей Москву. Мария, прошедшая курсы медсестёр, была назначена санинструктором. Ожесточённые бои шли у Калужской заставы. Мария выносила раненых с поля боя под непрерывной бомбёжкой и обстрелом. В 20 лет не верится в смерть, поэтому она изо всех сил стремилась помочь бойцам, не думая о том, вернётся ли сама из грохочущего ада. Гораздо горше было хоронить боевых товарищей, чувствуя, как переполняется душа ненавистью к врагу. Крылья этой ненависти несли в бой, заставляя забывать о смертельном риске, огромной физической усталости.

Зимой 1941 года началась битва под Москвой. Вместе с наступающими войсками полк, где служила Мария, освобождал Калинин. В Калинине сформировали из сибиряков и московских ополченцев 158-ю стрелковую дивизию, которая пошла дальше на запад. Воинский эшелон прибыл в Селижарово, оттуда пешим ходом полк пошёл в Оленино, затем на передовую линию обороны под деревню Холмец. Там на всех высотах немцы соорудили дзоты, получив большое преимущество перед наступающими войсками. Бои за деревню Холмец Мария Гавриловна запомнила на всю жизнь:

— Лежали глубокие снега, все алые от крови. Свист мин заглушали стоны множества раненых. У меня кончился перевязочный материал, и я получила приказ от комбата пробраться в наш тыл в санбат и доставить перевязку, — вспоминает Мария Гавриловна.

Она взяла автомат, гранаты и под пулемётным огнём поползла в санбат, не зная, что навстречу ей движется прорвавшаяся в наш тыл группа немецких автоматчиков. Если бы не обучение в диверсионном отряде, жизнь Марии оборвалась бы там, в снегах под деревней Холмец. Увидев немцев, девушка решила прорываться с боем. Одну за другой она бросила несколько гранат и, отстреливаясь, стала уходить в чащу леса, оставив на поле боя трупы пятерых немецких автоматчиков. Остальные, унося раненых, отступили. Мария добралась до санбата и с перевязочным материалом вернулась в батальон. В горячке боя она не сразу заметила ранение в руку. Подлечившись, вернулась на передовую. За этот подвиг Мария получила свою первую боевую награду – медаль «За отвагу».

А бои за Холмец продолжались. В одном из них погиб командир взвода. Возникло замешательство. И тогда Мария Зуева взяла командование на себя. Бойцы удерживали рубеж, пока посланный с донесением к комбату солдат не привёл подкрепление.

Бойцы поднялись в атаку, но сразу залегли, прижатые к земле огнём замаскированного и молчавшего до сих пор дзота. Тогда 18-летний комсорг батальона Левин с гранатами подполз к дзоту. Он забросал его гранатами, но дзот ожил, едва бойцы вновь поднялись в атаку. Тогда комсорг своим телом закрыл амбразуру, повторив подвиг Александра Матросова. Тут уже ничто не могло остановить батальон. В ходе атаки бойцы освободили Холмец и соседние деревни Подсосенки и Васильки. За этот подвиг Мария Гавриловна была награждена орденом Красной Звезды. После гибели Левина солдаты избрали её комсоргом батальона.

Некоторое время она командовала взводом, а потом стала ходить в разведку.

Шли упорные бои за освобождение Ржева. Полк нёс большие потери. Не меньшие потери несли и немцы, не желавшие сдавать город, открывавший путь к Москве. Фронтовики, воевавшие подо Ржевом, сравнивают битву за него со Сталинградской. В одном из боёв Мария получила тяжёлую контузию, сделавшую её в последствии инвалидом второй группы. А тогда она отлежала в медсанбате и со своим полком участвовала в освобождении Смоленщины, Белоруссии, Восточной Пруссии, одновременно выполняя очень ответственное задание.

Отлежавшись в госпитале, Мария была вызвана в управление контрразведки фронта, где после подготовки стала работать шифровальщицей в СМЕРШе. Эта аббревиатура расшифровывалась как «смерть шпионам». Отступая, немцы оставляли в советском тылу множество своих агентов. Выявлением и ликвидацией этих шпионов и занимался СМЕРШ. Мария принимала шифровки от разведчиков, шифровала ответные.

Молодость и на войне думает о любви и счастье. В 1944 году Мария и капитан контрразведки Александр Зуев сыграли свадьбу. Было это в Прибалтике, на одном из богатых хуторов. Батраки сообщили, что хозяева и офицеры-латыши, не ушедшие с немцами, скрылись в лесу и ведут партизанскую борьбу с частями Советской Армии.

Свадьба была настоящей, но одновременно выполняла роль прикрытия боевой операции. Всем было приказано рассказывать, что русские расслабились, задумали играть свадьбу. Как и предполагалось, на это сообщение клюнули «лесные братья». Они хотели окружить хутор, но сами попали в засаду и были уничтожены.

Полк, где служила Мария Зуева, встретил Победу под Кенигсбергом, а сама она 9 мая 1945 года в Москве, куда была вызвана в управление контрразведки. Никогда не забыть ей счастливые лица москвичей, ликование на улицах.

Мужу Марии Александру Зуеву после демобилизации было отказано в московской прописке. Зуевы приехали в Лихославльский район, в деревню Старо-Карельское. Александр Алексеевич стал работать в исполкоме горсовета, а Мария Гавриловна – в райкоме партии. Умная, добрая, очень отзывчивая молодая женщина быстро завоевала расположение лихославльцев. Когда заболела старшая дочь, Зуева стала работать химиком-лаборантом на перчаточной фабрике, чтобы иметь больше свободного времени для ухода за ребёнком. Затем она возглавила лабораторию, была старшим мастером и долгие годы, до самой пенсии, — главным инженером.

Супруги Зуевы вырастили двух дочерей и сына, всем дали образование. Сейчас у них шесть внуков и правнуков. Уйдя на пенсию, Мария Гавриловна продолжила активную общественную деятельность: была заместителем председателя районного совета ветеранов, председателем комиссии по военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Она до сих пор активно выступает в школах, рассказывает о жизни своего поколения, почти полностью выбитого войной. А ребята разглядывают её награды: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За оборону Москвы», «За Победу над Германией» и другие, мирные уже награды маленькой седой мужественной женщины.