- Официальный сайт Лихославльского муниципального округа Тверской области - https://lihoslavl69.ru -

Фронтовые письма «Работы много…Постреливают»

Письмо с фронта

Знакомы всем строки «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой..» . И в этих домах могут еще хранится пережившие более 75 лет письма от этих героев. Чем больше лет проходит, тем более величественным предстает подвиг участников Великой Отечественной войны. Об этом – большая литература, замечательные кинофильмы…Но солдатские письма — особый источник, особый документ. Бесспорной искренности строки, написанные рукой, только что державшей автомат. Поэт Николай Тихонов писал:

Еще идя сквозь ужасы войны,
Мы испытали все и в полной мере,
Кому-нибудь потомки не поверят,
Кому-то не поверят –
Нам должны!

Серая папка с пожелтевшими конвертами и треугольниками случайно обнаружилась в доме моих родных в деревне Васильки Лихославльского района. Меня особенно тронуло, что передал их мне мой двоюродный брат известный карельский поэт Станислав Васильевич Тарасов с надеждой на опубликование. Пачка старых бумаг подарила мне встречу через целую эпоху с братьями моей мамы. Они были очень дружны и писали много. Трое — Федор, Иван, Лавр воевали, четвертый — Василий приближал победу в тылу. Разные характеры были у братьев, тысячи километров военных дорог отделяли их друг от друга, но общее в их письмах бросается в глаза сразу: очень скупо они пишут о фронтовых делах. Это и по соображениям цензуры, и от желания ни в коем случае сильно не тревожить родителей. О них — тяте и маме постоянное беспокойство, к ним обращены самые добрые и нежные слова. И постоянно, в каждом письме слова о грядущей Победе. Удивительно, в этом мои дяди убеждают в письмах, датированных еще 1941 годом. Еще столько надо было испытать до полного разгрома фашистов…Представленные письма – документальны, только чуть сокращены, редактировать их — не поднимается рука.

Фёдор Тарасов

Федор

Самый старший Федор Иванович Тарасов до войны закончил Калининский учительский институт, работал учителем. Доброволец. Воевал с ноября 1941 года почти всегда на передовой, был ранен, тяжело болел. После войны учительствовал. В детстве я помню его прямым, несогбенным и очень строгим стариком. А во время войны его сестра, то есть моя мама Иустинья Ивановна Тарасова второкурсница ест-геофака педагогического института, работала завучем в Залазинской средней школе Лихославльского (тогда Новокарельского) района. Ей было 19 лет. Старший брат в письмах давал моей маме и конкретные советы по педагогике, по организации работы в школе, составлял примерные планы уроков… И это между боями!

15 ноября 1941 года

Здравствуйте мои родные: тятя, мама, сестры! Тятя и мама, вы храните свое здоровье. Мне хотелось бы видеть вас счастливыми. Я крепко уверен, мы все вернемся домой, будем жить хорошо и счастливо. Тятя, напиши, как себя чувствует мама, не плачет ли? Про военную жизнь тебе не надо рассказывать, знаешь сам, какая она. Сейчас мы стоим в обороне.

15 марта 1942 года, Воскресенье

Здравствуйте все мои родные! Привет всем близким, родным и их семействам. Пишу из Мурома. Скоро нас отправят на фронт. Ждем сегодня. Сообщите мой адрес братьям. Обмундирование не получили. Хлеб есть. Сыты вполне. Погода здесь неважная: идет снег, пурга.

Приписка:

Едем на Западный фронт. Отправили из Мурома 16.03. Адрес — позже.

28 июля 1942 года

Устя! Я очень рад, что ты взялась за отличную работу. Учись ей как следует, это придаст гордости не только тебе, но и всем родным. Меня перебросили на лечение верст 40-50 от фронта. Пишу из 44 ПИЧ, но писем не жду. Потому что долго здесь не держат. Чувствую природу- спокойную, ласковую, нежную кругом. А вот с ногами у меня плохо.

29 ноября 1942 года

Устенька! Большое спасибо за сообщение. Теперь я более — менее спокоен за стариков Ты, Устя, больше читай методической литературы. Больше наблюдай за учениками. Если не слушает, балует, ты его и спроси. А если не знает сделай замечание, но не ругай. Если еще не слушается — поговори с родителями. привлекай комсомол. Если и это не помогает — запиши в журнал. А материал на уроках излагай увлекательно, используй иллюстративный материал. Я здоров. Работаем пока в тепле. Свободного времени совсем ничего.

Иустинья Тарасова

4 декабря 1942 года

Письма твои получил. Верно ты пишешь, жизнь сурова. Терпеть и работать надо. На фронте дела веселые и жизнь скоро прояснятся. Работай над собой, работай с населением. Береги стариков, надо их жизнь сохранить до счастливых дней, они не за горами. Продолжай мне писать о деревенских делах.

21 декабря 1942 года

Устя, как дела в школе, как окончили первую половину года? Поздравляю с Новым годом. Надеюсь, он принесет счастье всему народу, в том числе и нам. Моя жизнь течет по-старому, под жужжание пуль и частенько под вой снарядов, к которым уже привыкли так, что без этого даже скучно и жутковато.

3 января 1943 года

С Новым годам, милые старички!

Наитруднейший год пережили. 1943 — будет путем к славе русского народа и его войска. В этот год Гитлер будет разбит, и воссияют у нас счастливые дни. Мы все вернемся домой и устроим вам довольную спокойную жизнь. Тятя меня 3 раза спасал от верной смерти старый солдат. Старик очень похож на тебя.

18 января 1943 года

Раньше и Новый год и Рождество и наши именины праздновали вместе, а теперь приходится проводить праздники в разных местах и разных условиях. Но дела на фронтах радуют: гитлеровскую армию начали уже громить, и вскоре она будет разгромлена совсем. Тогда ко всем праздникам прибавится великий праздник избавления всего рода человеческого от фашистской гадины. Я здоров и стараюсь делать все, чтобы приблизить конец войны.

21 января 1943 года

Здравствуй, моя милая сестренка, моя крестная дочь!

Письмо твое получил и очень радуюсь твоим успехам. Верно, работа завуча серьезное дело, но бояться не надо. Ты советуйся с директором и с опытными учителями. А потом принимай твердое решение. Работа завуча развертывается по таким разделам: 1) Работа среди учителей и среди учащихся; 2) Работа с населением и общественностью…

Далее следует целый лист рекомендаций молодому организатору учебной работы

Из письма…

21 января 1943 года

В этом письме Ф.И. Тарасов рисует целую таблицу:

«План работы зав. учебной частью Залазинской ПСШ на февраль м-ц 1943 года» с обозначением мероприятий, сроков выполнения. В первую очередь названа поверка состояния грамотности по русскому языку и меры исправления неправильной речи учащихся, что было важным для карельских ребят.

Дорогая Устя, можно наметить планы и на четверть, но лучше на месяц. Вопросы могут быть разные: знание учениками отдельных предметов, постановка комвоспитания, дисциплина и т.д. Можно и больше написать. Но некогда. Спешу.

3 февраля 1943 года

Устя, ты не написала, как управляешься с работой. Работы бояться не следует, но не надо переутомляться. Работай плотно, но и не забывай наших стариков. Беречь их надо. При них не говорите ничего грустного. Про огромные успехи Красной Армии конечно читаешь, сообщай об этом родителям.

6 февраля 1943 года

Мне написали, что мама сильно болела.

МАМА, ВЫЗДОРАВЛИВАЙ, ТОЛЬКО НЕ УМИРАЙ! (Написано по-карельски печатными буквами)

22 февраля 1943 года

Устя, я нахожусь на передовых все время с 17 октября 1942г. А до 17 октября с июля был в госпиталях. В боях был с 15 15.3 по 24.4-.42года, а потом с 2 мая по 24 июля стояли в обороне. Вот моя фронтовая жизнь. Все время в письмах просят сообщить подробно о моих делах. Это можно, но о чувствах и переживаниях во время атаки и встречного боя расскажу, если придется увидеться после войны. Мы работаем много физически: укрепляем освобожденные от врагов участки.

13 июня 1943 года

Устя! Я получил от родителей посылочку: перчатки, сухарики, малину. Сообщи, что мне ничего не надо: я сыт и хорошо одет. Благодари за заботу.

Из письма…

18 августа 1943 года

Устя! Настроение очень скверное: ни от кого не получаю писем. Меня из госпиталя выписали и зачислили в штат. В/мед комиссия признала меня годным лишь к нестроевой службе

17 марта 1944 года

Здравствуй, дорогая сестричка! Пишу в Москве, в вагоне. Куда поедем- неизвестно, смотрим. куда нас столкнет паровоз.

26 марта 1944 года

Привет с холодного Севера. Здесь еще зима. Мы питаемся хорошо, недостатка ни в чем нет. Будем кататься на лыжах и ловить рыбу. Живите счастливо, берегите здоровье, ждите нас, вернемся.

20 июля 1944 года

Сообщаю, что я здоров и живу ничего

Писем ни от кого не получаю и не знаю, как живут родные, какие дела в колхозах. Здесь теперь погода стоит хорошая, травы высокие, и местные колхозы готовят сено.

26 апреля 1944 года

Устинька, пишу тебе издалека, скоро в чужую сторону пойду.

Враг бежит, а нам только успевай следовать за ним. Красная армия догоняет, окружает и уничтожает немецкую нечисть.

22 октября 1944 года

Устя, письмо твое получил и сразу же начал выполнять твою просьбу, но обстоятельства не позволяют закончить письмо. Мы находимся далеко на севере. В движении. Почта не успевает за нами Море от нас недалеко. Климат под влиянием Гольфстрима. Имеются растения и травы из семейства злаковых и карельская береза, редко сосна.

15 ноября 1944 года

Посылаю привет из холодной Норвегии. Как там у вас дела, как чувствуют себя наши старички? Как с питанием? Я посылаю понемногу в письмах бумагу своим деточкам, а ответа так и не получил, получают ли они таковую. День здесь начинается с 10 утра и длится до 2-х дня. Затем — сумерки. Падает снег. Уже покрыл все на 3 см.

Из письма…

3 ноября 1944года

Тятя и мама, я уже, кажется потерял надежду увидеться с вами и со своими детьми. Особенно близки и милы мне они стали, когда я увидел на улице тепло одетых норвежских маленьких деточек. Хотелось бы быть поближе к дому, к своему народу, а то нахожусь на краю света.

3 октября 1944 года

Устя, твои письма получил. Я нахожусь за полярным кругом.

Ты пишешь про план мероприятий «О мерах по повышению знаний по географии» и просишь по этому вопросу совета. Я не знаю, что ты там написала, но мероприятия по указанному вопросу начинаются начальных классах. От правильности постановки обучения по географии в 3 и 4 классах во многом зависит успех усвояемости географии в средней школе…

И далее Федор Иванович подробно растолковывает, «на что, прежде всего, следует обратить внимание», извиняется «тут я системы не мог соблюсти, мешает война».

11 апреля 1945 года

Дорогая сестренка!

Сообщаю, что я здоров. Живу по-прежнему. Ждем с нетерпеньем конца этой ужасной войны. Радио все время сообщает отрадные сведения. Нахожусь на родной земле (фраза на карельском языке).

19 июня 1945 года

Ежедневно с нетерпением я жду того дня, когда можно будет выехать нам домой.

Чувствую, что этот долгожданный день недалек.

Тятя, ты знаешь, что такое демобилизация огромной армии после величайшей войны. Это дело для правительства нелегкое — вот нас и задерживают. Тятя и мама, не волнуйтесь за нас. Теперь мы вне опасности. Мы все скоро приедем. До скорого свидания!

Подготовила ОЛЬГА СУХАНОВА