- Официальный сайт Лихославльского муниципального округа Тверской области - https://lihoslavl69.ru -

Чтобы хорошо жить там, где тебе хорошо

Ярослав Прокофьев

Ярослав Прокофьев

Две недели осталось до главного события лета в нашем районе – фестиваля карельского пирога «Калитка». Всю информацию об этом большом народном празднике и даже немного больше вы найдёте на сайте фестиваля по адресу kalitka-fest.lihoslavl.org. Сайт создан нашим информационным партнёром — компанией «ТурИнфоЦентр», которая на протяжении нескольких лет успешно занимается комплексной информационной поддержкой туризма в Тверской области.

Да, именно в области, потому что туризм может быть, должен быть и уже существует, казалось бы, в обычных, на первый взгляд, маленьких провинциальных городах, сёлах и посёлках, обладающих, на самом деле, своими немалыми достоинствами. Зачастую мы, их жители, даже не замечаем, не задумываемся, какие возможности скрываются за привычными для нас вещами. Возможности для развития, для более интересной и лучшей жизни на своей малой родине. Как раз об этом мы и говорим с директором ООО «ТурИнфоЦентр» Ярославом ПРОКОФЬЕВЫМ.

— Тема туризма сегодня не просто популярна, она модная, о ней говорят уже применительно ко всему: к событиям, к еде, к сельскому хозяйству… И тем не менее, стереотипы очень сильны. В соответствии с ними, туризм ассоциируется с автобусами, музеями, залами, знаменитостями, «галопом по Европам» и прочими атрибутами экскурсионных поездок. Ярослав, а что для вас туризм? У вас есть своё понятие этого слова, этого дела вашей жизни?

— Я люблю путешествовать, и в этом, конечно, начало начал моего интереса, моего дела, как вы сказали, моей работы. Для меня туризм – это получение новых впечатлений, в первую очередь, потом отдых, общение. При этом всё это можно найти в любом месте, независимо от размера города, его историчности или архитектурной застройки. Я родился и вырос в Москве, и хорошо знаю, чего ждут от туризма москвичи, то есть основные клиенты сферы в нашем случае. Ведь так только считается, что люди едут смотреть достопримечательности, на самом деле они являются поводом, приправой что ли, но не самоцелью путешествия. Люди стремятся увидеть нечто другое, отличное от того, к чему они привыкли, другую жизнь, то, чего им не хватает…

Ладья Афанасий

Ладья Афанасий

И в этом смысле малые города могут дать то, чего нет в Москве: природу, отдых от бешеного ритма, спокойствие, знакомство с людьми, которые никуда не торопятся. Да, возможно, они не могут предоставить хорошего сервиса, знаменитых достопримечательностей, оборудованного пляжа и тому подобное, но зато могут подарить совершенно новые, ни с чем не сравнимые впечатления… Хотя к хорошему сервису тоже надо стремиться — за вкусной едой и комфортным проживанием тоже едут. Но и здесь упор нужно делать на своём отличии: в Москве ни одной коровы нет, и настоящего молока у бабушки нигде не купишь. Одним словом, необходимо сохранять самобытность таких городов, как Лихославль, Кашин, Калязин, Бежецк, и не стремиться сделать из них маленькую Москву, тем более что это всё равно не получится.

— Но ведь те же москвичи должны узнать, что именно наш город и район – то, что им надо, что именно здесь их ждут те впечатления, которых они ищут…

— Да, это важный момент. Тем более, тенденция развития туризма такова, что идёт постоянный рост индивидуальных туристских посещений. То есть следует отличать туристов от экскурсантов. Экскурсантов на автобусе привезли, в музей отвели и увезли обратно, а прибыль от таких посещений получил туроператор, как правило, московский. В лучшем случае, экскурсанты купили магнитики и значки на память.

В музее каши

В музее каши

Туристы же, которые приезжают самостоятельно, все деньги, которые тратят, оставляют в том городе, куда они приехали: в музеях, магазинах, гостиницах, кафе, на рынке… Исследования показывают, что прибыли от таких путешественников в 4 раза больше, чем от организованного туризма. И вообще, сегодня люди всё меньше стремятся ездить группами, предпочитают сами смотреть, что им интересно.

Наша задача для таких туристов — предоставить максимальную информацию о городе: что посмотреть, где остановиться, где поесть, какие мероприятия посетить. Традиционно в больших городах эти задачи решают туристко-информационные центры (ТИЦы). Мы выполняем ту же функцию, но ориентируясь, прежде всего, на современные технологии, а именно Интернет.

— Вы имеете в виду создание интернет-ресурсов данной направленности?

— Да, информационных ресурсов, которыми можно пользоваться, имея под рукой как компьютер, так и планшет или смартфон. Ведь компьютеры с собой в путешествия люди берут редко. Это наш проект, которым занимаемся уже ни один год. По примеру Кашина, где информационный портал для туристов работает уже несколько лет, могу сказать, что он пользуется спросом и успешно выполняет свои функции. Так, когда сотрудники музея Каши спрашивают у посетителей, откуда о них узнали, в большинстве своём звучат ссылки на наш портал.

Памятник Густаву

Памятник Густаву

В настоящее время, с учётом опыта и пожеланий пользователей, вышла новая версия по городу Кашину и Кашинскому району. Совсем скоро будут запущены информационные порталы по Бежецку и Лихославлю. Это очень нужно и важно, поскольку туристической информации, в частности, по вашему городу, крайне мало, специализированного ресурса пока нет. Для меня, например, когда я впервые сюда приехал, было большой проблемой найти кафе, где можно поесть. Я несколько раз проехал мимо карельского национального краеведческого музея, пока его нашёл… Кстати, здесь стоит сказать и о значении туристической навигации, а именно разработке и создании системы указателей – важного момента в деле туризма, чем мы тоже занимаемся.

Но вернёмся к порталу. Работа над ним идёт, он наполняется информацией и в скором времени, я уверен, будет интересен не только гостям города, но и его жителям, поскольку здесь будет обновляться афиша всех районных мероприятий, а также публиковаться новости и объявления.

— Ярослав, а чем вас привлёк Лихославль? Кашин и Бежецк – исторические города Тверской области, Лихославль, по сравнению с ними, достаточно молодой, динамичный – совсем другой…

— Дело не в историчности. Есть города, не имеющие никакой истории, которые, тем не менее, любимы туристами. В Сочи, например, едут не за историей, а Мышкин сам себе её придумал… Лихославль – город с большим туристическим потенциалом. В первую очередь, это связано со статусом столицы Тверской Карелии, что совершенно уникально и притягательно. Национальные культуры в нашей стране вообще вызывают большой интерес. Карельская кухня, в частности, пироги, и ваш замечательный фестиваль «Калитка» дают хорошее начало гастрономическому туризму в Лихославльском районе. Есть и другие направления, которые можно развивать…

К примеру, у вашего города удивительное название. Каждый, кто слышит его впервые, задаётся вопросом, а почему он так называется. На этом можно сыграть, создать некую легенду, связанную со сказочным персонажем, который сам собой здесь напрашивается – Лихо Одноглазое. Во многих городах есть свои сказочные бренды: Дед Мороз живёт в Великом Устюге, баба Яга – в Калязине, а в Кимрах целый музей гадов… И всё это, кстати сказать, нужно объяснять. А вот почему Лихо Одноглазое и его потомки обосновались в Лихославле, объяснять уж точно никому не придётся, и приживётся эта сказка тут моментально.

Кроме того, очень часто туристические бренды территорий связаны с их историческими промыслами. Если взять известные примеры, то это Гусь Хрустальный или Тула с её пряниками и самоварами. А Торжок знаменит своим золотым шитьём.

— Тогда у нас это светильники и лампы…

— Да! И на этом можно построить целые туристические программы! Почему бы фонарю не стать таким знаковым предметом для Лихославля, вокруг которого можно создать и музеи, и события. И опять же здесь напрашивается ещё один интересный и таинственный персонаж — фонарщик…

— Это так неожиданно, интересно и выглядит настоящим откровением для меня сейчас. Я всю жизнь здесь живу, обожаю свой город, но никогда даже не смотрела на него под таким углом зрения.

— Это называется маркетингом территории, что является ещё одним направлением нашей деятельности. Это серьёзная, кропотливая, исследовательская работа целой команды профессионалов, где очень важен комплексный подход к поставленной задаче. Ведь туризм развивается не в отдельных точках, а в кластерах, когда под одну интересную идею создаются туробъекты, музеи, программы. Тогда сказка складывается, и всё это начинает работать.

Так, считаю, получилось в Кашине, при поддержке местной власти и предпринимателей. Красивый город, в котором мы оказались волею судеб, практически не использовал, вернее сказать, не видел свою уникальность и те богатства, которыми обладает. Практически Суздаль, который, как известно, сверкает в Золотом Кольце России, этот бриллиант, образно говоря, пылился на полке. Лично мне была обидна эта ситуация, и все вместе мы постарались её исправить.

Сейчас у города свой туристический портал, как я уже говорил, работает музей Каши и Кашинских традиций, ежегодно проходит фестиваль каши, известной за пределами области, появилось несколько новых достопримечательностей – таких, как Скамья любви и памятник шведскому принцу Густаву, созданы оригинальные туристические маршруты. Один из них – путешествие на ладье «Афанасий» по реке Кашинке на родину преподобного Макария Калязинского в деревню Кожино. Туристическое судно исполнено в историческом стиле, строилось под нашим непосредственном контролем, программа разрабатывалась на основе величественного прошлого Тверского княжества. Название ладьи не случайно, ведь маршрут проходит по следам Афанасия Никитина, который приезжал к преподобному Макарию и получал у него благословение своего славного пути.

— Ярослав, вы с таким энтузиазмом и такой любовью обо всё этом говорите, что я понимаю, туризм – не просто работа. И даже не просто любимое дело для вас, здесь что-то большее…

— Ну, конечно. Я живу в Твери, я влюбился в Тверскую область, а моё дело – это способ сделать жизнь здесь ещё лучше, комфортнее, интереснее. Это нормальное желание любого человека – жить хорошо в том месте, где ему хорошо.

Юлия Новикова

Фото из архива Ярослава Прокофьева