- Официальный сайт Лихославльского муниципального округа Тверской области - https://lihoslavl69.ru -

Встретились, как родные

Межмуниципальный семинар. Фото: Юлия Новикова

Межмуниципальный семинар. Фото: Юлия Новикова

В контексте продолжающейся реформы местного самоуправления взаимодействие муниципалитетов как внутри субъекта, так и в рамках межрегионального сотрудничества приобретает в последние годы большое значение. Действительно, появляется множество новых правил, требований к органам местного самоуправления, новых проблем и задач, что требует постоянного обмена опытом.

Творческим и продуктивным можно назвать сетевое взаимодействие систем образования нашего района и соседних муниципалитетов. С Вышневолоцким районом и городом Торжок в этом отношении нас связывает очень многое. И это сотрудничество имеет давнюю историю и традиции, которые, правда, были несколько забыты в последние годы.

Да, школы других районов постоянно участвуют в наших известных выездных межмуниципальных лагерях – «Патриот» и «Перспектива», но вот делового общения, обмена опытом по решению актуальных задач образования педагогам явно не хватало. И это показал межмуниципальный семинар на тему «Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — как фактор успешной социализации личности», организованный нашим районом для педагогического сообщества из Вышневолоцкого района, и то настроение, с каким встретились давние знакомые.

В данном случае очень хочется заменить слово «партнёры» на друзья, а межмуниципальное сотрудничество – на простое человеческое общение, которое, как известно, является самой большой роскошью и самой ценной возможностью для открытий. Ведь работа воспитателя и учителя похожа на творческий поиск учёного: каждый день находить новые, современные решения на пути повышения качества образовательных услуг. Невозможно это делать, не выходя из своего класса, за порог школы, в которой преподаёшь, не интересуясь практикой своих коллег.

Сколько творчества, сколько идей, удивления, восторга помнят стены нашей школы №1! В начале двухтысячных она являлась лабораторией института усовершенствования учителей Тверской области по теме «Теория и практика воспитательных систем», и конечно, тогда здесь перебывала практически вся область – было на что посмотреть и чему поучиться… А сами экспериментаторы под руководством директора школы Н. Н. Виноградовой (ныне глава района), «прихватив» единомышленников из Твери, Конакова, Торжка, объездили в поисках инноваций лучшие гимназии и школы Санкт-Петербурга, Владимира, Тольятти, Ярославля.

Именно тогда здесь стали проводиться Коммунарские сборы – традиционное, уникальное мероприятие нашего района. А впервые они прошли в Станской школе в 1996-м, когда она стала экспериментальной площадкой департамента образования области «Сельская школа как социально-культурный центр села». Коммунарские сборы – это сжатая по времени, ограниченная пространством ситуация творческого поиска, в результате которой складывается неповторимая, идеальная общность детей и взрослых, несущая мощный педагогический потенциал.

Более чем за 12 лет существования через эти сборы прошлиболее тысячи детей из разных городов и районов не только Тверской области, но и других регионов. Лихославльские ребята принимали участие в Форумах молодёжи, в Фестивале детских движений и организаций, выступали на проблемных линиях по организации школьного самоуправления, по проектной деятельности школьников, не раз принимали участие в областных коммунарских сборах…

Коллеги из Вышнего Волочка, конечно, помнят свои впечатления от новаторской деятельности наших образовательных учреждений, от совместной интересной работы и знают, что и сегодня образование Лихославльского района – на передовой, по-прежнему реализует самые смелые проекты и современные методики. (Достаточно сказать, что вторая городская и Станская школы стали пионерами в освоении новых федеральных государственных образовательных стандартов в начальных классах, а сегодня школа №2 является пилотной площадкой по опережающему внедрению ФГОС в основном звене.)

И конечно, они стремились к нам, хотели обмена опытом, скучали по профессиональному диалогу. Скучали и мы, ждали, готовились. А потому, и гости, и хозяева встретились, как родные, обнимались, вспоминали — и радовались, что хорошие традиции возвращаются.

«Здравствуй, моя любимая первая школа! – призналась на обсуждении итогов мероприятия Любовь Васильевна Герасимова, главный специалист отдела образования Вышневолоцкого района. – Как же здорово снова пройтись по этим коридорам, увидеть дорогие лица, подышать этим творческим воздухом, буквально ветром перемен, который забыть невозможно!» А вот слова директора Горняцкой школы Елены Николаевны Виноградовой: «Я сегодня впервые была в лихославльских школах, а такое ощущение, что дома…»

Такие высказывания дорогого стоят. Действительно, много теплоты было в этой встрече, но и пользы не меньше. Обширную и интересную программу подготовил отдел образования администрации Лихославльского района. С началом совместной работы собравшихся в актовом зале школы №1 поздравил заместитель главы администрации района С. А. Алексеев. Он рассказал о муниципальном образовании и о той огромной роли, которую играет в его развитии система образования. Заведующая отделом Т. А. Сысоева представила её в виде презентации. А затем педагогическое сообщество двух районов разбилось по группам, и все отправились на заинтересовавшие тематические площадки.

Их было четыре. Первая проходила в школе №2 и детском саду «Улыбка» г. Лихославля. Тема – «Работа творческой лаборатории по проблеме преемственности дошкольного и начального общего образования». Учреждения представили свой опыт сотрудничества по данному вопросу, накопленный на протяжении пяти лет. Показали открытые занятия с детьми подготовительной группы из разных курсов, организованных на базе начальной школы: по развитию речи, по развитию математических, познавательных способностей, физической культуры.

Заведующая Крючковским детским садом «Василёк», который в 2015 году вошёл в 100 лучших дошкольных учреждений России, Е. Н. Любимова рассказала об инновационной деятельности по здоровьесбережению воспитанников. Психолог и логопед также поделились своей практикой.

Вторая площадка на базе школы №2 называлась «Духовно-нравственное воспитание в рамках реализации ФГОС». После знакомства с образовательным пространством школы участником встречи было предложено на выбор посетить открытые уроки. Так получилось, что среди гостей, выбравших данную тему, оказалось два географа, которые с удовольствием побывали на уроке С. В. Кудряшовой «Гидросфера и человек» в 6 классе. «Понравилось, как работают дети: сами ставят проблему и решают её в процессе урока, что является результатом интересного практического подхода учителя», — заметил директор Академической школы Вышневолоцкого района Евгений Викторович Кузьмин.

С большим удовольствием мы побывали на уроке химии в 10-м классе «Влияние алкоголя на организм» учителя С. И. Абрамовой (Светлана Ивановна дважды победитель конкурса лучших учителей России, получала Грант в 2008 и 2013 годах). Ребятам было предложено несколько фраз для размышления по теме урока и предстояло развенчать мифы. Они увлечённо работали в группах, готовили постеры, а потом представляли всем свои умозаключения. Причём, одни делали их, руководствуясь цифрами и фактами (белая шляпа мышления), вторые – эмоциями (красная шляпа), третьи проводили опыт (синяя шляпа) и т. д. Выступления учащихся подкреплялись слайдами и видеоматериалами. В конце вся информация была обобщена и сделаны выводы, а именно, что любая доза алкоголя опасна!

Поразило знакомство с кружком «Робототехника», о работе которого рассказала учитель информатики А. А. Потёмкина. Приятно было смотреть на увлечённых мальчишек, с гордостью демонстрирующих свои модели, управляемые посредством компьютерных программ. Они разрабатывают их вместе с педагогами. Иван Шарипов и Никита Никольский создали уже не по одному роботу, и сложность их с каждым разом увеличивается.

Музей «Дорогами Афгана и Чечни», который также посетили представители образования Вышнего Волочка, — гордостью школы. Он хоть и небольшой, но благодаря ценности собранного материала и энтузиазму его руководителя, учителя истории С. В. Зверевой, стал уникальным в своём роде объектом исторической памяти на территории нашего района. Участники семинара не могли не отметить этого.

Тех, кто остался в школе №1, ждали прекрасные минуты на занятиях педагогов в рамках «Внеурочной деятельности в условиях ФГОС». Кто-то побывал на заседании клуба «Почемучка» у второклассников, а кто-то – на открытом занятии «Наши чувства и эмоции» в 5 классе. Гости отметили, как открыты и искренне были дети. Их ничуть не смутило, что пришло столько зрителей, было видно, что в этом направлении они работают давно и с интересом.

Учителя Т. В. Жуплева, А. М. Дуничев и Л. А. Борисова провели мастер-классы по декорированию предметов быта. Коллеги-соседи не только познакомились с техникой «декупаж» и «канзаши», но и собственноручно сделали сувениры на память. Но больше всего, пожалуй, впечатлило занятие Е. А. Тороповой по дзюдо – «Техника приёмов борьбы в партере и стойке». Как сказала Е. Н. Виноградова (СОШ посёлка Горняк), она даже сняла это действо на видео, чтобы показать потом коллегам.

«Творчество. Спорт. Здоровье» — этой теме были посвящены мероприятия, подготовленные педагогическим коллективом школы №7. Это и ролевая игра «Модно быть здоровым» в 7 классе (учитель И. Е. Петрова), и круглый стол в 10 классе «Не ломай свою жизнь» (провела Е. А. Любимова), и опять же мастер-классы по арт-дизайну, и, конечно, «школа юного туриста» от учителей физкультуры П. А. Константинова и А.В. Феоктистова (Вёскинская школа)…

Надо сказать, что те из гостей, кто впервые оказался в седьмой школе нашего города, отметили удивительное ощущение от сочетания «старейшего здания и современнейшего коллектива». Кроме того, ввиду особенности компактного внутреннего строения и специфики общешкольных мероприятий, все учащиеся находятся здесь во взаимодействии, независимо от класса и возраста. Отсюда благоприятный психологический климат в отношениях между детьми, дружеская семейная атмосфера, что заметно новому человеку. «Очень понравились дети, они какие-то другие – интеллигентные что ли, воспитанные», — поделилась своими впечатлениями от посещения этой школы одна из представительниц Вышневолоцкой делегации.

Глаза разбегались, хотелось охватить как можно больше мероприятий, побывать в разных местах, но, к сожалению, время было ограничено, тем более программа на этом не заканчивалась. Лихославльский краеведческий музей подготовил презентацию об истории образования в районе, а в актовом зале первой школы, где вновь все собрались после плодотворной работы, ждал ещё один сюрприз — демонстрация моделей школьной формы от Тверской швейной фабрики. Для директоров школ и гимназий прозвучали интересные, выгодные предложения.

И наконец, какая долгожданная встреча без подарков? Добрые соседи благодарно ими обменялись. Глобусы, календари и открытки с видами Вышневолоцкого района, а также книги с репродукциями местного художника займут достойное место в памяти об этом дне. А что касается нашего района, то каждому участнику был вручён сборник «Образование: традиции и инновации», который вышел в свет накануне. Верим, что коллегам доставит приятные минуты более подробное знакомство с нашим образованием. И конечно, уже по традиции, гости увезли с собой сладкий «привет» из Лихославля – продукцию «Мармеладной сказки»…

Когда дела были завершены, настала очередь неформального общения. Казалось, за это время участники семинара ещё больше сплотились, ещё больше прониклись идеей единства в главном общем деле – любви к детям, творчеству и созиданию, стали настоящей общностью. И всё больше и больше это напоминало те же Коммунарские сборы, только для взрослых.

Кстати, подумалось: тема успешной социализации личности, выбранная для первого возрождённого межмуниципального семинара, актуальна не только для учащихся, но и для учителей. Ведь воспитать всесторонне развитую, высоконравственную, творческую личность может только человек, сам такой личностью являющийся. А путь к этому один – совершенствование.

Юлия Новикова