- Официальный сайт Лихославльского муниципального округа Тверской области - https://lihoslavl69.ru -

О соблюдении законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами

Фото: vestirama.ru

Фото: vestirama.ru

Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления приобретает все более серьезные масштабы: на сегодняшний день отходы являются одной из ключевых экологических проблем. Несоблюдение требований по обращению с ними, в частности по их хранению и захоронению, зачастую приводит к нарушению почвенного слоя, засорению водных объектов, загрязнению атмосферного воздуха, разрушению естественных экологических систем и захламлению огромных территорий, а также к непосредственному негативному влиянию на здоровье человека.

На практике нередки случаи, когда из общего числа граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, в лучшем случае около половины заключают договоры на сбор, транспортирование и размещение твердых коммунальных отходов, а другая половина выбрасывает ТКО в муниципальные контейнеры, но услуги организации, занимающейся вывозом и утилизацией, не оплачивает и оплачивать не собирается.

С 1 января 2016 г. вступил в силу п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Данная проблема актуальна для Лихославльского района и г. Лихославля.

Повсеместно собственники индивидуальных жилых домов, дачных, садовых и огородных земельных участков не заключают соответствующих договоров на оказание услуг по вывозу, транспортированию и размещению отходов. Граждане зачастую пользуются для указанных целей мусорными контейнерами, установленными органами местного самоуправления или специализированными организациями, или, того хуже, выбрасывают свой мусор и иные отходы на близлежащие земельные участки, полосы отвода автомобильных дорог или в лесу, образовывая многочисленные стихийные свалки, нередко вблизи городских и сельских поселений.

Излишне говорить, что помимо создания неприглядного пейзажа это приводит к загрязнению, засорению земель, уничтожению плодородного слоя почв земель сельскохозяйственного назначения, наносит существенный вред окружающей среде и здоровью людей.

Прокуратурой района только за истекший период 2017 года в суд направлено 35 исковых заявлений о ликвидации несанкционированных свалок.

Отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами прежде всего регулируются нормами Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», соответствующие изменения в который были внесены сравнительно недавно. Так, Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ (в ред. от 28 ноября 2015 г.) впервые ввел понятие «твердые коммунальные отходы» (ТКО) и предусмотрел особые правила по обращению с ними.

Известный принцип гражданского права — принцип свободы договора (ч. 1 ст. 421 ГК РФ), в соответствии с которым граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством, в данном случае не применим, поскольку соблюдение принципа свободы вступления в договорные отношения может быть ограничено положениями Гражданского кодекса РФ, иными законодательными актами или добровольно принятым обязательством.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В случае если гражданами при отсутствии заключенных договоров на обращение с ТКО нанесен вред земельным участкам в результате нарушения требований по обращению с отходами (например, при накоплении отходов на своих участках или при их несанкционированном складировании в иных местах), они также могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ «Порча земель».

Прокурор района
юрист 1 класса Е.П.Кузин